Здесь вы можете купить или продать готовый бизнес
Как оценить стоимость бизнеса 09.04.2020

Как оценить стоимость бизнеса

Дискуссии о том, как оценить бизнес при покупке, ведутся потенциальными инвесторами с момента появления в России рынка готовых предприятий. Оправдана ли цена, которую запрашивает продавец? Окупаемы ли планируемые вложения? Как быстро фирма начнет генерировать прибыль? Найти объективные ответы на эти вопросы сложно. Покупателю или его представителю необходимо изучить отчетность, бухгалтерские и аудиторские документы организации. В данной статье мы расскажем о базовых методах расчета стоимости фирм — доходном, расходном и сравнительных подходах.

Учёт доходов

Этот способ позволяет оценить бизнес-проект на основании актуальной стоимости будущей прибыли. Модель активно применяется в России. Калькуляция охватывает период ближайших 3-5 лет. Прогнозируется объём спроса на товары или услуги компании, вычисляется их совокупная стоимость. Из неё изымаются следующие расходы:

  • производственные,
  • логистические,
  • маркетинговые,
  • исследовательские.

Полученная сумма дисконтируется до приведенной стоимости и выражается в актуальном номинале национальной валюты. Сопоставление расчетной цифры и текущего ценника фирмы позволяет исключить вероятность приобретения инвестором переоцененного проекта.

Учёт расходов

Данный подход применяется к фирмам с обилием недвижимости и средств производства, но незначительной прибылью или убытками. Будущему владельцу предстоит оценить стоимость бизнеса на основании собственности: зданий, оборудования, транспорта. Из их совокупной цены вычитается фактическая величина обязательств организации: задолженности поставщикам, сотрудникам, кредиторам. Аудиторы применяют три разновидности рассматриваемой стратегии — метод чистых активов, ликвидационной стоимости и замещения.

Чистые активы

Применение данного метода остается актуальным при наличии у компании ценной собственности и стремлении новых владельцев к продолжению текущего вида деятельности. Чистыми активами специалисты по аудиту считают средства, на которые нельзя наложить обременение при потенциальных имущественных спорах с кредиторами. Основные этапы получения искомой величины отражены в таблице.

Этап Действия
Оценка Определяется текущая рыночная стоимость недвижимого имущества организации.
Формируется реестр оборудования и транспорта, выявляется цена каждой единицы.
Осуществляется ревизия нематериальных активов.
Проверяется объём финансовых вложений кратко-, средне- и долгосрочного характера.
Калькуляция Товарно-материальные запасы переводятся в текущую стоимость.
Рассчитывается объём дебиторской задолженности и расходы на её обслуживание.
Прогноз Суммируются потенциальные расходы следующих кварталов.
Прогноз и калькуляция Формируется текущий перечень всех обязательств в текущей стоимости.
Результат Вычисляется разница между обнаруженными ранее пассивами и активами организации.

Ликвидационная стоимость

Метод оправдан при планируемой ликвидации фирмы и продаже собственности для удовлетворения требований кредиторов. Отличием от предыдущей техники расчета становится исключение из активов гудвилла — нематериальных элементов образа компании, определяющих ее позицию на рынке. Среди них:

  • айдентика (бренд, слоган, логотип),
  • репутационный фон,
  • технологические и управленческие ноу-хау,
  • формальные и неформальные отношения с контрагентами.

При калькуляции чистых активов покупатель организации планирует использовать перечисленные факторы для продолжения конкурентной борьбы за клиентов. В ходе выявления ликвидационной стоимости эти параметры не играют существенной роли: за них никто не заплатит, они теряют свою рыночную ценность.

Метод замещения

Самый сложный подход. Его применение предполагает расчет полной стоимости создания организации, аналогичной продаваемой, с нуля. Для этого следует учесть затраты на брендинг, заключение договоров на поставку оборудования и сырья, поиск и подписание специалистов, приобретение или аренду недвижимости.

Сравнительный подход

Основу этой оценочной модели составляет информация о конкурентах приобретаемой компании. Точность оценки упирается в полноту сведений о других участниках рынка. Аудиторы редко практикуют прямое сравнение из-за его сложности: специфика деятельности фирм из одной отрасли может существенно различаться. На неё влияет принятая на предприятии модель управления, отношения с контрагентами, филиальная сеть. Базовая информация об основных методах в рамках сравнительного подхода приводится в таблице.

Метод Описание
— рынка капитала Построен на сравнении стоимости акций, свободно обращающихся на фондовом рынке. Вычисляется совокупная стоимость миноритарного пакета. Способ применим к организациям, прошедшим через процедуру IPO.
— сделок Нацелен на определение стоимости малого и среднего бизнеса. Основан на учете действительных сумм в рамках сделок по покупке-продаже конкурирующих компаний или их ближайших аналогов.
— отраслевых коэффициентов Сравнение с конкурирующими фирмами проводится на основании коэффициента — соотношения рыночной цены компании и прибыли, дивидендов акционерам, денежного потока и т.д. Полученный результат позволяет сопоставить организации разного масштаба со сравнимой эффективностью ведения бизнеса.

Выводы: как оценить бизнес для продажи или покупки

Инвестору следует оценивать приобретаемое предприятие с учетом нескольких параметров. Среди них:

  • масштаб бизнеса,
  • регионы присутствия,
  • численность персонала,
  • сфера деятельности,
  • организационная форма,
  • отношения с контрагентами.

Для малых организаций подойдет метод учета доходов. Калькуляция расходов актуальна для среднего бизнеса или крупных предприятий в предбанкротном состоянии. Сравнительный подход ориентирован на компании, обладающие доминирующим положением на рынке. В их число можно включить предприятия топливно-энергетического комплекса, федеральные сети, логистические фирмы.

Каждый из рассмотренных подходов обладает определенными недостатками. Основным становится потребность покупателя в изучении конкурентов. Информация об их деятельности не всегда доступна, поэтому объективно оценить стоимость приобретаемого инвестором предприятия сложно. Компании, участвовавшие в IPO, могут оказаться переоцененными или недооцененными рынком на фоне глобальных явлений — падения стоимости нефти или обрушения курса национальной валюты. По этой причине финансовые советники предпочитают ориентироваться на текущие экономические показатели выставленного на продажу бизнеса.


Возврат к списку