Сфера продажи готового бизнеса в России активно развивается. Предприниматели меняют род деятельности, уезжают из страны на ПМЖ и ищут варианты быстрой продажи компаний. Самостоятельно найти покупателя, да еще и на выгодных условиях — задача практически невыполнимая. Если стоимость бизнеса составляет более 100 тыс. долларов, лучше будет сразу действовать через брокерское агентство. Далее вы узнаете все о работе бизнес-брокеров, их услугах, правилах выбора посредника.
К брокеру обращается владелец бизнеса или его законный представитель. Агент изучает плюсы и минусы, особенности работы предприятия, анализирует их, оценивает рыночную стоимость компании, ее ликвидность. Хороший, заинтересованный в успехе каждой сделки агент не берет под продажу непроверенные или просто подозрительные организации. Чем лучше репутация бизнеса на рынке, тем выше шансы заключить сделку на максимально выгодных условиях.
Если предпродажная подготовка была успешной, брокер разрабатывает инвестпредложение. Оно составляется с учетом параметров целевой аудитории. Размещаются соответствующие объявления на тематических инвест-порталах. Во многом принцип работы бизнес-агента схож с принципами работы риелтора. За свои услуги агент берет комиссию от продажи объекта. Ее размеры могут быть разными — в диапазоне 2-10%.
Расскажем, как выбрать брокера, который заключит сделку на максимально выгодных для вас условиях:
Проанализируйте рынок, наведите справки на крупные компании, изучите отзывы, рекомендации.
Частный специалист или агентство — дело вкуса, финансовых возможностей. Частные зачастую берут меньше за свои услуги, зато компании имеют раскрученное имя, внутренние каналы для продажи бизнеса заказчиков. Также профессиональные агентства предоставляют клиентам широкий перечень сопутствующих услуг (юридические, оценочные, пр.).
Перед тем, как обращаться в конкретную организацию, проверьте внимательно изучите сайт посредника, ознакомьтесь с информацией. Данные должны быть корректными, полными, достоверными. Плюсом будет наличие блога с тематическими публикациями, вопросов-ответов, формы обратной связи для консультации. Если площадка «мертвая» и не развивается, компания не работает.
Попросите агента предоставить отчет по заключенным сделкам. Это нормальная практика, сложностей быть не должно. Если отзывы могут быть покупными, то реальная статистика — нет.
Поищите отзывы о брокере, ознакомьтесь с группами, аккаунтами представителей в социальных сетях. Интересную информацию зачастую можно найти на форуме. Поскольку агентов ищут через сарафанное радио, они дорожат репутацией и стараются дать как можно больше информации о себе. Обилие негативных оценок — повод искать дальше.
Сотрудничество с брокером — наиболее быстрый и эффективный способ продажи бизнеса. Вы заключаете сделку максимально оперативно, выгодно и с комфортом. Именно брокер будет искать инвестора, вести переговоры, готовить документы, доводить сделку до логического завершения.